вторник, 29 марта 2016 г.

Дзига Вертов – поэт и новатор документального кино

17 марта в Библиотеке N6 им. В.В. Вересаева состоялась встреча в рамках кинолектория «Обыкновенное чудо», посвященная великому поэту документального кино Дзиге Вертову и его киношедевру «Человек с киноаппаратом».
Зрителей встречала небольшая инсталляция – рядом с экраном красовались большие часы и маленькая юла. Так оригинально мы зашифровали имя героя киновстречи. Ведь Дзига по-польски - «юла», а фамилия Вертов - от глагола «вертеть». Давид Кауфман, взяв себе имя - Дзига Вертов - стал по сути «движением в квадрате» - и юлы, и времени. Замечательное имя для гениального новатора документального кино, умеющего запечатлеть время в его непрерывном движении.
С этих образных открытий актриса Любовь Павличенко и начала вечер-феерию в честь первопроходца документального кино, энтузиаста движения и гения монтажных приемов Дзиги Вертова.
В первой части лекции речь шла о подвижной как ртуть биографии Давида Кауфмана. Новаторские идеи Вертова – закон непрерывного движения в кадре, эмоциональная авторская хроника, монтажная съемка и ее приемы - скрытой камерой, с наблюдательного пункта, при отвлечении внимания объектов съемки – ныне классика в учебниках по операторскому и монтажному мастерству. Дзига Вертов отрицал все игровое кино, предпочитая ему чистую документальную «киноправду». Он мечтал, чтобы в кинотеатрах показывали 75 процентов документального кино против 25 игрового.
Героем второй части стал киношедевр 1929 года «Человек с киноаппаратом» - первый в мире полнометражный документальный фильм по поиску чистого языка кино, отличного от языка театра и литературы, фильм без титров, актеров и декораций. «Человек с киноаппаратом» до сих пор - в десятке лучших документальных фильмов мира. Об истории его создания, россыпи операторских и монтажных приемов – совмещенных в одном кадре двух изображениях, скошенных углах, съемках «золотым сечением», с воздуха, с машины, с мотоцикла, на рельсах перед идущим поездом - блестяще рассказал (и показал их наглядно) соведущий встречи Борис Стегачев. Главные идеи фильма Дзиги Вертова – гимн киноаппарату, успевающему снять «жизнь врасплох» - пробуждение города, труд, толпу и отдельные лица, рождение и похороны, а также влюбленность в машины и мечту о «киборге» - человеке, совершенном как машина.
После демонстрации фильма «Человек с киноаппаратом» развернулась оживленная дискуссия, в ходе которой зрители поделились собственными идеями и даже выразили несогласие с некоторыми находками Вертова.
В заключение участниками встречи был совместно создан с помощью пишущей юлы авангардный рисунок в честь Дзиги Вертова. Так символически завершилось «время», проведенное с великим новатором документального кино - Дзигой Вертовым ...


#пошливбиблиотеку #вересаев #библиотекавересаева #чудо #киноклуб #обыкновенное 







Комментариев нет:

Отправить комментарий