Дзига Вертов – поэт и новатор документального кино
17 марта в Библиотеке N6 им. В.В. Вересаева
состоялась встреча в рамках кинолектория «Обыкновенное чудо», посвященная
великому поэту документального кино Дзиге Вертову и его киношедевру «Человек с
киноаппаратом».
Зрителей встречала небольшая инсталляция – рядом с
экраном красовались большие часы и маленькая юла. Так оригинально мы
зашифровали имя героя киновстречи. Ведь Дзига по-польски - «юла», а фамилия Вертов
- от глагола «вертеть». Давид Кауфман, взяв себе имя - Дзига Вертов - стал по
сути «движением в квадрате» - и юлы, и времени. Замечательное имя для
гениального новатора документального кино, умеющего запечатлеть время в его
непрерывном движении.
С этих образных открытий актриса Любовь Павличенко и
начала вечер-феерию в честь первопроходца документального кино, энтузиаста
движения и гения монтажных приемов Дзиги Вертова.
В первой части лекции речь шла о подвижной как ртуть
биографии Давида Кауфмана. Новаторские идеи Вертова – закон непрерывного
движения в кадре, эмоциональная авторская хроника, монтажная съемка и ее приемы
- скрытой камерой, с наблюдательного пункта, при отвлечении внимания объектов
съемки – ныне классика в учебниках по операторскому и монтажному мастерству.
Дзига Вертов отрицал все игровое кино, предпочитая ему чистую документальную
«киноправду». Он мечтал, чтобы в кинотеатрах показывали 75 процентов
документального кино против 25 игрового.
Героем второй части стал киношедевр 1929 года
«Человек с киноаппаратом» - первый в мире полнометражный документальный фильм
по поиску чистого языка кино, отличного от языка театра и литературы, фильм без
титров, актеров и декораций. «Человек с киноаппаратом» до сих пор - в десятке
лучших документальных фильмов мира. Об истории его создания, россыпи
операторских и монтажных приемов – совмещенных в одном кадре двух изображениях,
скошенных углах, съемках «золотым сечением», с воздуха, с машины, с мотоцикла,
на рельсах перед идущим поездом - блестяще рассказал (и показал их наглядно)
соведущий встречи Борис Стегачев. Главные идеи фильма Дзиги Вертова – гимн
киноаппарату, успевающему снять «жизнь врасплох» - пробуждение города, труд,
толпу и отдельные лица, рождение и похороны, а также влюбленность в машины и
мечту о «киборге» - человеке, совершенном как машина.
После демонстрации фильма «Человек с киноаппаратом»
развернулась оживленная дискуссия, в ходе которой зрители поделились
собственными идеями и даже выразили несогласие с некоторыми находками Вертова.
В заключение участниками встречи был совместно
создан с помощью пишущей юлы авангардный рисунок в честь Дзиги Вертова. Так
символически завершилось «время», проведенное с великим новатором
документального кино - Дзигой Вертовым ...
#пошливбиблиотеку #вересаев #библиотекавересаева #чудо
#киноклуб #обыкновенное
Комментариев нет:
Отправить комментарий