четверг, 16 июня 2016 г.

Фестивалем современного киноискусства «Свет души» в Библиотеке им. В.В. Вересаева завершилось первое полугодие библиотечного киносезона
9 июня 2016 года в Библиотеке им. В.В. Вересаева состоялся замечательный мини-кинофестиваль современного киноискусства с говорящим названием «Свет души».
Уютный зал, где загадочно мерцал большой экран, был полон. Вечер открыла заведующая библиотекой С.Н. Жуликова. Она поприветствовала собравшихся гостей и напомнила, что фестиваль «Свет души» проходит в рамках проекта Киноклуба «Обыкновенное чудо», стартовавшего в  январе 2016-го  в честь   Года отечественного кино.
Ведущая  киноклуба актриса  Любовь Павличенко раскрыла смысл названия  фестиваля. Почему свет души? «Нам кажется, что это главное, что всегда отличало наш отечественный кинематограф  и шире – отечественную культуру.  Эта особенность -  то, чего нам больше всего не хватает в современной жизненной суете».
Участниками фестиваля «Свет души» стали два фильма совершенно различных жанров – народная трагикомедия «Истории одного подъезда» молодого режиссёра Дмитрия Щепенко и документальная поэма Наталии Шематиновой «Теорема Кедрова». Объединило столь разные фильмы стремление донести  мир и свет в человеческие души.
В первой части фестиваля зрители смеялись и грустили над судьбами и приключениями жильцов  обычного московского подъезда – местной Шапокляк – вредной бабы Клавы и её безропотной подруги юности Люси,  молодых супругов, застрявших в лифте по дороге на …собственный развод, интеллигентного бомжа дяди Жени, мальчика Вити, живущего с мамой-алкоголичкой,  и мечтающего о детях соседа дяди Пети…
Фильм «Истории одного подъезда» - настоящая народная трагикомедия, отвечающая  лучшим традициям доброго кино. Не случайно в мае 2016 года картина получила первую премию и приз зрительских симпатий на Фестивале здорового и позитивного кино в Санкт-Петербурге. Автор работы  Дмитрий Щепенко рассказал об истории  замысла пьесы «Лифт», премьера которой состоялась на сцене Театра русской драмы, о том,   как пришла  идея создания киносценария и  как ему удалось снять фильм за 12 съёмочных дней. Речь шла об актёрах, занятых в фильме, в частности, о работе с выдающейся актрисой Раисой Рязановой и…  собственной мамой Тамарой Басниной, ведущей актрисой Театра русской драмы, сыгравшей   бабу Клаву.  Зрители интересовались работой  с детьми и животными, а также оживлённую дискуссию  вызвал вопрос, случайны или нет,  все случайности в нашей жизни и какая идея фильма главная. Дмитрий Щепенко признал: все, кто почувствовал желание героев преодолеть одиночество, стремление объединиться в единую человеческую семью, абсолютно правы.
Режиссёр-документалист Наталья Шематинова представила фильм «Теорема Кедрова». Константин Кедров  - представитель плеяды поэтов,  начинавших в 60-е годы. А в 70-х-80-х – ещё и  выдающийся педагог, преподававший в Литературном институте. Уже тогда, в годы государственного атеизма, Константин Александрович учил ощущать вечность и тихий христианский свет русской литературы. Фильм – энергетическое поэтическое путешествие от Литературного института к дому самого поэта, в результате которого создаётся особое поэтическое поле, полное идей и смыслов.
Через Кедрова проходит не только история литературы – например, рассказы о Маяковском, Платонове, Давиде Бурлюке – но и сам поэтический поток, увлекающий и вдохновляющий других творить. Кульминация  фильма – встреча Кедрова и его друзей, поэтов, музыкантов - в едином поэтическом поле.
Звучание стихов в жанре «катавасии», то есть – одновременное исполнение несколькими поэтами разных стихов – жанр, родившийся из традиции церковной молитвы до раскола 17 века – яркий и запоминающийся эпизод картины.  Потрясающая  метафора фильма – стихотворение «Невеста» на фоне чернобыльского реактора – слившиеся воедино жизнь и смерть. И метафора-провидение – по словам Кедрова, его изгнали из Литературного института за проповедческую деятельность  в 1986 году: значит, если где-то прерывается поддерживающий мировой баланс сил поэтический поток, то где-то может взорваться ядерный реактор.
Именно эту метафизическую мысль подтвердил сам Константин Кедров  в ходе обсуждения. Режиссёр, педагог и киновед  Наталья Шематинова представила  почётных гостей фестиваля  - Константина Кедрова и его жену, поэта и редактора, составителя словарей палиндромов Елену Кацюба и рассказала, что при съёмках фильма ей пришлось выбросить все постановочные кадры, оставив только «живые, рождавшиеся здесь и сейчас, ведь центром фильма была сама личность поэта».
Константин Кедров ответил на вопросы о современной поэзии и прочёл несколько своих произведений. Завораживающее философское стихотворение «Компьютер любви» было названо в русскоязычном интернете  главным стихотворением 20 века. Елена Кацюба рассказала о значении палиндромов как одной из форм рифмы, прочитав один из самых длинных и интересных. А режиссёр Наталья Шематинова, отвечая на вопрос, что дала ей работа над фильмом, призналась, что попав в поле Константина Кедрова, невероятно хочется творить самой и узнавать новое, «например,  захотелось прочитать всего Платонова».
Встреча завершилась фуршетом. По традиции киноклуба «Обыкновенное чудо»,  гости поймали из рук ведущей «апельсины счастья» - один из символов фестиваля «Свет души», которые, чтобы стать счастливыми,  необходимо разделить  с другими!

#пошливбиблиотеку #вересаев #библиотекавересаева #КонстантинКедров #концерт #ДмитрийЩепенко #НатальяШематинова #мастер #чудо #киноклуб















Комментариев нет:

Отправить комментарий