среда, 27 января 2016 г.

 «Обыкновенное чудо»
в Библиотеке Вересаева: мотор, начали!»
20 января 2016 года в Библиотеке №6  им. В.В. Вересаева состоялось открытие кинолектория «Обыкновенное чудо», посвященного году Отечественного кино.
В уютном зале картинной галереи  зрителей-участников кинолектория встречал гостеприимно накрытый стол с чашками и чаем и интригующе светящийся экран. Перед началом лекции участникам были розданы анкеты с вопросами о фильмах и режиссерах, о которых им бы хотелось узнать.
Темой первой лекции стал рассказ о родоначальниках мирового кино – от изобретателей кино братьев Люмьер до великого режиссера - «отца кино» Дэвида Гриффита. Заведующая библиотекой Светлана Николаевна Жуликова представила ведущую - журналиста, педагога и актрису Любовь Павличенко, а ведущая в свою очередь - выступающего с ней в творческом тандеме сорежиссера - «киномеханика» Бориса Стегачева, сотрудника библиотеки, который не только ведает тайнами кинопроектора и «монтажного листа», но в будущем обещает стать со-ведущим кинодискуссий.
Ведущая, прежде всего, поблагодарила заведующую и всех сотрудников библиотеки за горячий энтузиазм, идею и саму возможность создания нового уютного и дружеского кинопространства. Символично, что Указ о Годе  кино подписан президентом В.В. Путиным 15 октября 2015 года, ведь именно  15 октября 1908 года на экраны Российской империи вышел первый отечественный фильм «Понизовая вольница»,  о котором, разумеется,  говорилось в  ходе  встречи.
  Евгений Шварц назвал «обыкновенным чудом» ту великую силу, которая, по Данте, «движет солнце и светила». Надеемся, что именно она – Любовь – к нашему великому советскому и русскому кино и любовь друг к другу станет нашей путеводной звездой. Не случайно один из русских режиссеров признался: «Снимать кино -  значит дружить». Нам бы  хотелось, чтобы  и эта  мысль стала  девизом нашего действа.
Ровно 100 лет назад, в 1916, отечественная киноиндустрия достигла расцвета, на экраны страны вышло 500 русских фильмов. Надеемся, что мы тоже  сможем стать свидетелями нового расцвета русского кино. Год же 2016-й давайте посвятим самым ярким шедеврам отечественного киноискусства его великой  120-летней истории.
Первым киноотрывком, символически открывшим встречу стал фрагмент из фильма Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов»,  и слова  главного героя мистера Ферста в исполнении великого Андрея Миронова: «Синематограф! Он способен изменить все, сделать нас чище, лучше…  И ради этого я готов отдать все. Даже собственную жизнь».
Ведущая заинтриговала публику, предъявив взору публики… два лимона. «В кино важен первый и последний кадр. Пусть первым кадром нашего рассказа станут эти лимоны. А смысл их появления в первом кадре непременно выяснится в финальном».
Два с половиной часа длился увлекательный рассказ о родоначальниках мирового кино. Зрители побывали в Париже, на бульваре Капуцинов, 28 декабря 1895 года, на первом сеансе братьев Люмьер, где они продемонстрировали изумленной публике свой чудо-аппарат «синематограф». С тех пор этот день считается Днем рождения мирового кино. Зрители увидели фильм, считающийся первым в истории,  - «Прибытие поезда на вокзал Сьета», первый документальный фильм «Выход рабочих с фабрики Люмьер», первое в мире кино о кормлении ребенка (которое в наше время копируется миллионами любящих матерей), первую комедию  «Политый поливальщик».
Далее зрителей ждало знакомство с волшебником кино, фокусником, актером и режиссером Жоржем Мельесом и его удивительными фильмами-феериями. Если братья Люмьер считаются основателями документального кино, то Жорж Мельес первым показал, что кино может не только запечатлевать на пленку реальность, но и рассказывать захватывающие истории, то есть стал основателем всего художественного кинематографа. Зрители узнали драматическую биографию Мельеса, начинавшего обувщиком, ставшего одним из отцов киноискусства и закончившего продавцом игрушек, а также о том, как Мельес изобрел прием «стоп-кадр», двойную и многократную экспозицию и множество других спецэффектов. Самым ярким стал отрывок из первого в мире научно-фантастического фильма 1902 года Жоржа Мельеса «Путешествие на Луну».
Затем зрители переместились в Россию конца XIX века, узнали о знакомстве русских зрителей с аттракционом «синематограф». Знаменательно, что первые показы в Москве проходили в непосредственной близости от библиотеки Вересаева – на Девичьем поле во время народных гуляний, а первый кинотеатр Москвы «Художественный» до сих пор находится на Арбатской площади, так что пространство кинолектория оказалось своеобразным центром между точками начала развития русского кино. Зрители узнали о первом авантюристе-продюсере Александре Дранкове, представившем на экраны страны первый русский фильм «Понизовая вольница». Фильм – экранизация знаменитой русской песни о Степане Разине «Из-за острова на стрежень», в 1908 году зрители подпевали фильму, и сейчас зрителям тоже были розданы тексты песни на память вместе с возможностью почувствовать себя зрителями сеанса 1908-го года. Шла речь и о первом русском «императоре кинопроизводства», великом продюсере-просветителе Александре Ханжонкове, более подробный рассказ о котором предполагается на следующих сеансах.
 Наконец, в финале зрители узнали о великом «отце кино», американском режиссере Дэвиде Гриффите – изобретателе параллельного и перекрестного монтажа, «хэппи энда» и психологического крупного плана, а также основателе школы подлинно кинематографической актерской игры. Зрители увидели отрывки из великого фильма Гриффита 1916 года «Нетерпимость» - параллельном рассказе о четырех эпохах, идеей которого было разоблачить всемирное зло – нетерпимость. «Нетерпимость» - одновременно и самый грандиозный провал в истории кино и первый великий фильм, с которого начинают киноучебу режиссеры всего мира. В 1921 году именно после просмотра «Нетерпимости» в кинотеатре «Художественный» в Москве студент театральной мастерской Мейерхольда Сережа Эйзенштейн всерьез задумался о профессии кинорежиссера.
Завершением встречи стали веселые викторины среди зрителей по теме кинолекции, а двум самым внимательным из них были вручены кинопризы – диски с фильмами. И наконец, раскрылась тайна первого «кадра» встречи – оказалось, что «лимоном», то есть «неудачником», на студиях Голливуда называли великого Дэвида Гриффита. Последний «кадр» встречи – это символическое превращение «лимона» в «лимонад» или «чай с лимоном» - возвращение «великим неудачникам» Мельесу и Гриффиту статуса «лимонов вечного древа кинематографа». Один из лимонов был вручен самой юной участнице встречи, 16-летней студентке киноколледжа с пожеланием пойти по пути великих Мельеса и Гриффита.
Заключительным же кадром на экране вновь стал отрывок из «Человека с бульвара Капуцинов», финальная песня и эпизод, где трое героев отправляются улучшать мир с помощью великого чуда синематографа. Пожелав всем участникам также «вносить свою светлую лепту в суровые будни души», ведущая Любовь Павличенко поблагодарила «сорежиссера-киномеханика» Бориса Стегачева, пригласила всех на чаепитие с «лимонами» Гриффита и Мельеса и на следующую встречу кинолектория, посвященную двум великим отечественным кинорежиссерам – учителю и ученику – Сергею Эйзенштейну и Григорию Александрову.
 Следующий волшебный сеанс состоится 4 февраля 2016 года. Кинолекторий «Обыкновенное чудо» приглашает всех желающих присоединяться к увлекательному совместному киноплаванию! Мотор, начали!


#киноклуб #любовьпавличенко #мельес #пошливбиблиотеку #вересаев #библиотекавересаева












Комментариев нет:

Отправить комментарий