«Обыкновенное чудо»
в Библиотеке
Вересаева: мотор, начали!»
20 января
2016 года в Библиотеке №6 им. В.В.
Вересаева состоялось открытие кинолектория «Обыкновенное чудо», посвященного
году Отечественного кино.
В уютном
зале картинной галереи зрителей-участников кинолектория встречал
гостеприимно накрытый стол с чашками и чаем и интригующе светящийся экран.
Перед началом лекции участникам были розданы анкеты с вопросами о фильмах и
режиссерах, о которых им бы хотелось узнать.
Темой
первой лекции стал рассказ о родоначальниках мирового кино – от изобретателей
кино братьев Люмьер до великого режиссера - «отца кино» Дэвида Гриффита.
Заведующая библиотекой Светлана Николаевна Жуликова представила ведущую -
журналиста, педагога и актрису Любовь Павличенко, а ведущая в свою очередь -
выступающего с ней в творческом тандеме сорежиссера - «киномеханика» Бориса
Стегачева, сотрудника библиотеки, который не только ведает тайнами
кинопроектора и «монтажного листа», но в будущем обещает стать со-ведущим кинодискуссий.
Ведущая,
прежде всего, поблагодарила заведующую и всех сотрудников библиотеки за горячий
энтузиазм, идею и саму возможность создания нового уютного и дружеского кинопространства.
Символично, что Указ о Годе кино
подписан президентом В.В. Путиным 15 октября 2015 года, ведь именно 15 октября 1908 года на экраны Российской
империи вышел первый отечественный фильм «Понизовая вольница», о котором, разумеется, говорилось в
ходе встречи.
Евгений
Шварц назвал «обыкновенным чудом» ту великую силу, которая, по Данте, «движет
солнце и светила». Надеемся, что именно она – Любовь – к нашему великому
советскому и русскому кино и любовь друг к другу станет нашей путеводной
звездой. Не случайно один из русских режиссеров признался: «Снимать кино - значит дружить». Нам бы хотелось, чтобы и эта мысль
стала девизом нашего действа.
Ровно
100 лет назад, в 1916, отечественная киноиндустрия достигла расцвета, на экраны
страны вышло 500 русских фильмов. Надеемся, что мы тоже сможем стать свидетелями нового расцвета
русского кино. Год же 2016-й давайте посвятим самым ярким шедеврам
отечественного киноискусства его великой
120-летней истории.
Первым
киноотрывком, символически открывшим встречу стал фрагмент из фильма Аллы
Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов», и слова
главного героя мистера Ферста в исполнении великого Андрея Миронова:
«Синематограф! Он способен изменить все, сделать нас чище, лучше… И ради этого я готов отдать все. Даже
собственную жизнь».
Ведущая
заинтриговала публику, предъявив взору публики… два лимона. «В кино важен
первый и последний кадр. Пусть первым кадром нашего рассказа станут эти лимоны.
А смысл их появления в первом кадре непременно выяснится в финальном».
Два с
половиной часа длился увлекательный рассказ о родоначальниках мирового кино.
Зрители побывали в Париже, на бульваре Капуцинов, 28 декабря 1895 года, на
первом сеансе братьев Люмьер, где они продемонстрировали изумленной публике
свой чудо-аппарат «синематограф». С тех пор этот день считается Днем рождения
мирового кино. Зрители увидели фильм, считающийся первым в истории, - «Прибытие поезда на вокзал Сьета», первый
документальный фильм «Выход рабочих с фабрики Люмьер», первое в мире кино о
кормлении ребенка (которое в наше время копируется миллионами любящих матерей),
первую комедию «Политый поливальщик».
Далее
зрителей ждало знакомство с волшебником кино, фокусником, актером и режиссером
Жоржем Мельесом и его удивительными фильмами-феериями. Если братья Люмьер
считаются основателями документального кино, то Жорж Мельес первым показал, что
кино может не только запечатлевать на пленку реальность, но и рассказывать
захватывающие истории, то есть стал основателем всего художественного
кинематографа. Зрители узнали драматическую биографию Мельеса, начинавшего
обувщиком, ставшего одним из отцов киноискусства и закончившего продавцом
игрушек, а также о том, как Мельес изобрел прием «стоп-кадр», двойную и
многократную экспозицию и множество других спецэффектов. Самым ярким стал
отрывок из первого в мире научно-фантастического фильма 1902 года Жоржа Мельеса
«Путешествие на Луну».
Затем
зрители переместились в Россию конца XIX века, узнали о знакомстве русских
зрителей с аттракционом «синематограф». Знаменательно, что первые показы в
Москве проходили в непосредственной близости от библиотеки Вересаева – на
Девичьем поле во время народных гуляний, а первый кинотеатр Москвы
«Художественный» до сих пор находится на Арбатской площади, так что
пространство кинолектория оказалось своеобразным центром между точками начала
развития русского кино. Зрители узнали о первом авантюристе-продюсере
Александре Дранкове, представившем на экраны страны первый русский фильм
«Понизовая вольница». Фильм – экранизация знаменитой русской песни о Степане
Разине «Из-за острова на стрежень», в 1908 году зрители подпевали фильму, и
сейчас зрителям тоже были розданы тексты песни на память вместе с возможностью
почувствовать себя зрителями сеанса 1908-го года. Шла речь и о первом русском
«императоре кинопроизводства», великом продюсере-просветителе Александре
Ханжонкове, более подробный рассказ о котором предполагается на следующих
сеансах.
Наконец, в финале зрители узнали о великом
«отце кино», американском режиссере Дэвиде Гриффите – изобретателе
параллельного и перекрестного монтажа, «хэппи энда» и психологического крупного
плана, а также основателе школы подлинно кинематографической актерской игры.
Зрители увидели отрывки из великого фильма Гриффита 1916 года «Нетерпимость» -
параллельном рассказе о четырех эпохах, идеей которого было разоблачить
всемирное зло – нетерпимость. «Нетерпимость» - одновременно и самый грандиозный
провал в истории кино и первый великий фильм, с которого начинают киноучебу
режиссеры всего мира. В 1921 году именно после просмотра «Нетерпимости» в
кинотеатре «Художественный» в Москве студент театральной мастерской Мейерхольда
Сережа Эйзенштейн всерьез задумался о профессии кинорежиссера.
Завершением
встречи стали веселые викторины среди зрителей по теме кинолекции, а двум самым
внимательным из них были вручены кинопризы – диски с фильмами. И наконец,
раскрылась тайна первого «кадра» встречи – оказалось, что «лимоном», то есть
«неудачником», на студиях Голливуда называли великого Дэвида Гриффита.
Последний «кадр» встречи – это символическое превращение «лимона» в «лимонад»
или «чай с лимоном» - возвращение «великим неудачникам» Мельесу и Гриффиту
статуса «лимонов вечного древа кинематографа». Один из лимонов был вручен самой
юной участнице встречи, 16-летней студентке киноколледжа с пожеланием пойти по
пути великих Мельеса и Гриффита.
Заключительным
же кадром на экране вновь стал отрывок из «Человека с бульвара Капуцинов»,
финальная песня и эпизод, где трое героев отправляются улучшать мир с помощью
великого чуда синематографа. Пожелав всем участникам также «вносить свою
светлую лепту в суровые будни души», ведущая Любовь Павличенко поблагодарила
«сорежиссера-киномеханика» Бориса Стегачева, пригласила всех на чаепитие с
«лимонами» Гриффита и Мельеса и на следующую встречу кинолектория, посвященную
двум великим отечественным кинорежиссерам – учителю и ученику – Сергею
Эйзенштейну и Григорию Александрову.
Следующий волшебный сеанс состоится 4 февраля
2016 года. Кинолекторий «Обыкновенное чудо» приглашает всех желающих
присоединяться к увлекательному совместному киноплаванию! Мотор, начали!
#киноклуб
#любовьпавличенко
#мельес
#пошливбиблиотеку #вересаев #библиотекавересаева
Комментариев нет:
Отправить комментарий