среда, 18 июня 2014 г.

Весенняя рапсодия.

Голоса лета

Сущность жизни познается каким-то особенным путем, неразумным.
Есть способность к этому познанию, - художественное творчество.
И ум, как смычок, извлекает из него полные, живые, могучие мелодии.
В.В. Вересаев
 
   В галерее "Живая Жизнь" состоялась выставка белорусского художника Матвея Басова. Это уже третий международный выставочный проект за этот год, направленный на культурную взаимосвязь и сотрудничество.
   В данной экспозиции были представлены пейзажи, выполненные в технике масляной живописи. И хотя автор работает над созданием жанровых картин и помещает человека в свои композиции, то в данном случае было принято решение показать только природу, через которую и возможен "вход" в духовный мир человека.

photo_01.jpg
 
   Точка отсчета - живая природа. Через передачу художественными средствами "живого" возможно погружение в тайну души человека, считает художник. Эта позиция очень близка основным изречениям Вересаева. Так, он пишет, что "из души тянутся живые корни души в окружающую жизнь, раскидываются в ней и тесно сплетаются в ощущение непрерывного целостного единства".   
   Матвей Басов ставит человека в позицию "нахождение у истока", то есть, наоборот, от живой природы протягивает "корни души", помогая тем самым, почувствовать эту связь сильнее, и выразить ее нам ярче. 

   Творчество Матвея Басова  "вводит" в мир одухотворенный и созданной самой природой, выделяя в нем "акценты". На выставке представлены в основном весенние пейзажи, поскольку его проект совпал с прекрасным в природе периодом - расцвета и пробуждения жизни. Но весна представлена им разная: художник исходит не только от ее ранних стадий и заканчивает периодом бурного цветения, но и представляет природу в разные состояния суток. Этот подход, положенный еще школой импрессионистов решается Басовым по своему: на основании различных оттенков зеленого пигмента, художник "регулирует" солнечную освещенность. Подчиняя себе, таким образом, время. Его можно остановить, перейти от вечера к утреннего состояния суток к вечерним и, наоборот.

photo_02.jpg
 
   Поэтому, благодаря только одной цветовой линейки (оттенков зеленого цвета), автор передает весенние настроение. Цвет органической природы - зеленый. Автор использует этот цвет за базисный и лишь добавляет "солнечные лучи" в свои художественные композиции, достигая этим такого эффекта, что каждая картина "заставляет" переживать эстетический опыт. Вновь обращаясь к употреблению понятий Вересаева, емко отражающих суть, можно сказать, что художник "пробуждает" наше настроение и "органическое жизнечувствование".   

   Название проекта - "весенняя рапсодия". И, это не случайно, поскольку у каждой картины есть "своя" и мелодия, свои звуки, запахи и, конечно, свои тайны. Очень позитивные и откровенные картины не оставят безразличными. Красота уязвима и требует внимания и заботы, учит доброте, свету и любви. Коллекция выставленных картин небольшая, - всего семь работ автора. Но каждая картина - путь к человеку и самому себе.

Биография художника.   

Родился 14 июня 1950 года в г. Минске, Беларусь.   
В 1964 году Матвей получил бронзовую медаль на международном конкурсе детского рисунка в Италии.   
1956-1963 детская студия С.П. Каткова   
1963-1967 республиканская художественная школа   
С 1967 по 1971 год учился в Минском художественном училище.   
С 1988 года – член Союза художников Республики Беларусь   
С 1981 по 2010 год принял участие более чем 100 республиканских, всесоюзных и международных выставках в Беларуси, России, Украине, Польше, Эстонии, Германии, Австрии, Бельгии, Голландии, Франции, Швейцарии, США, Канаде, Дании, Литве.

Анастасия Данилочкина, к.ф.н., художник

Комментариев нет:

Отправить комментарий